Года полтора назад я залезла в ЖЖ-сообщество Шерлока. Журнал ломился от восторженных рассказов счастливцев (точнее, счастливиц), побывавших в Лондоне на спектакле Дэнни Бойла Frankenstein, с участием Бенедикта Камбербэтча и Джонни Ли Миллера. Я почитала немного и очень впечатлилась - Бойл, Камбербэтч, ротация двух главных героев между исполнителями ролей - все обещало незаурядное зрелище. Но в Лондон я поехать не могла, поэтому про все это забыла. А полтора месяца назад кинула мне ссылку, из которой я узнала о том, что в Сиэтл привозят съемку этого самого спектакля, причем обе версии. Надо было идти. Между просмотрами обеих версий у меня было две недели, что может немного притупило ощущения, но тем не менее, они есть, эти ощущения и впечатления, и сейчас я их вам выскажу.
Начну с собственно постановки. Мне трудно подобрать к ней какой-то эпитет кроме "выноса мозга", поэтому остановлюсь на нем. Я никогда, никогда в жизни не видела, чтобы подобное делали в театре. Настолько умные и интересные решения - все эти декорации, опускающиеся сверху или поднимающиеся из сцены; мостки из самой середины зала на сцену, служащие то рельсами, то ступенями; пламя, бьющее из пола, дождь, настоящая вода, с неба; птицы, взмывающие ввысь; а особенно - мириад лампочек под потолком, то вспыхивающих, то гаснущих, в самые кульминационные моменты, под музыку - у меня каждый раз под кожей рождался табун мурашек от этого. Кстати, и музыкальное сопровождение - просто прекрасно подобрано.
И в этом великолепном обрамлении разворачиваются две разные истории Создателя и Создания. Разные - потому что Камбербэтч и Миллер играют совершенно по-разному в одной и той же роли, и поэтому так интересно и практически необходимо видеть обе версии, как и задумывал это Бойл.
Первой я посмотрела версию с Созданием-Миллером и Виктором-Камбербэтчем. Создание Миллера - простодушный ребенок, мятущийся, страдающий и желающий, чтобы его полюбили. Он все делает импульсивно, непродуманно, он просто не может обуздать свою силу и свои порывы, Даже в сцене изнасилования и убийства Элизабет мне показалось, что шею ей он свернул случайно, просто забывшись от неизведанных раньше ощущений. Виктор Камбербэтча - гений, возомнивший себя выше всех остальных, мрачный и глухой к чувствам окружающих. Он моральное чудовище не меньше, чем его Создание - чудовище физическое. И в этом трагедия Создания - жажда получить одобрение и любовь от такого человека.
Во второй версии Камбербэтч играет совершенно другое Создание - оно намного глубже чувствует и понимает, и из-за этого переживает все гораздо ярче и страстнее. Его ум острее, чем у Создания Миллера, и уж его-то никто не назовет простодушным ребенком. Ему противостоит Виктор-Миллер - спокойный ученый-рационал, пришедший в ужас от осознания того, что он создал, но при этом не понимающий и не принимающий того, что Создание - тоже думающее и чувствующее существо. И когда Создание-Камбербэтч мстит Виктору, он делает это совершенно обдуманно и продуманно, он видит и старается ударить больнее и не оставляет места порыву чувств.
Вообще очень интересно как, при совершенно одинаковом тексте, актерам удалось создать такие разные образы. Другие жесты, другая мимика, иные восклицания и все - получился другой спектакль с иным посылом. И концовка в обоих получилась потрясающая, достойная всего спектакля.
Может, потому, что первое впечатление самое сильное, но мне больше понравилась версия с Созданием-Миллером и Виктором-Камбербэтчем. Как-то она была более органична, что ли; плюс мне немного мешало то, что Камбербэтчу-Созданию надели на голову нашлепку и уже на ней изобразили шрамы - с бакенбардами это смотрелось немного странно. Ну и Миллер в роли Виктора сильно проигрывает Камбербэчту, а Создание у него получилось изобразить очень ярко. И он сказал в маленьком сюжете перед началом спектакля, что наблюдал за своим двухлетним ребенком и пытался что-то похожее передать - бешеную работу мозга при пока еще недостаточно слушающемся теле. И мне наверное просто больше импонирует версия с простодушным Созданием, а не с мрачным и умным мстителем. Но повторюсь - если есть возможность, надо смотреть обе версии, потому что именно так было задумано режиссером.
Теперь о плохом. Мне не очень понравился остальной каст спектакля. Совершенно ужасный отец Виктора с жутко раздражающим голосом. Деревянный и неестественный Уильям (правда, на втором спектакле был другой мальчик, он поживее играл). Актриса, играющая Элизабет, очень красивая, но тоже почти везде выглядела неестественно, особенно в сцене разговора с Созданием. Вот не верила я ей. Зато дедушка, год обучающий Создание грамоте в хижине в лесу получился отличный, лучший образ после главных двух. И шотландские рыбаки были очень колоритны, особенно молодой с шикарнейшим акцентом.
В целом я ужасно рада, что смогла выбраться на оба спектакля. Интересно, как все это смотрелось в зале. Хотя конечно в съемке есть свои преимущества - можно лучше разглядеть мимику актеров. Резюмируя - крышесносящая постановка с интереснейшей трактовкой образов и двумя замечательно сыгранными (особенно в первой версии) главными героями. Просто отлично, и развлекает и заставляет задуматься.
Начну с собственно постановки. Мне трудно подобрать к ней какой-то эпитет кроме "выноса мозга", поэтому остановлюсь на нем. Я никогда, никогда в жизни не видела, чтобы подобное делали в театре. Настолько умные и интересные решения - все эти декорации, опускающиеся сверху или поднимающиеся из сцены; мостки из самой середины зала на сцену, служащие то рельсами, то ступенями; пламя, бьющее из пола, дождь, настоящая вода, с неба; птицы, взмывающие ввысь; а особенно - мириад лампочек под потолком, то вспыхивающих, то гаснущих, в самые кульминационные моменты, под музыку - у меня каждый раз под кожей рождался табун мурашек от этого. Кстати, и музыкальное сопровождение - просто прекрасно подобрано.
И в этом великолепном обрамлении разворачиваются две разные истории Создателя и Создания. Разные - потому что Камбербэтч и Миллер играют совершенно по-разному в одной и той же роли, и поэтому так интересно и практически необходимо видеть обе версии, как и задумывал это Бойл.
Первой я посмотрела версию с Созданием-Миллером и Виктором-Камбербэтчем. Создание Миллера - простодушный ребенок, мятущийся, страдающий и желающий, чтобы его полюбили. Он все делает импульсивно, непродуманно, он просто не может обуздать свою силу и свои порывы, Даже в сцене изнасилования и убийства Элизабет мне показалось, что шею ей он свернул случайно, просто забывшись от неизведанных раньше ощущений. Виктор Камбербэтча - гений, возомнивший себя выше всех остальных, мрачный и глухой к чувствам окружающих. Он моральное чудовище не меньше, чем его Создание - чудовище физическое. И в этом трагедия Создания - жажда получить одобрение и любовь от такого человека.
Во второй версии Камбербэтч играет совершенно другое Создание - оно намного глубже чувствует и понимает, и из-за этого переживает все гораздо ярче и страстнее. Его ум острее, чем у Создания Миллера, и уж его-то никто не назовет простодушным ребенком. Ему противостоит Виктор-Миллер - спокойный ученый-рационал, пришедший в ужас от осознания того, что он создал, но при этом не понимающий и не принимающий того, что Создание - тоже думающее и чувствующее существо. И когда Создание-Камбербэтч мстит Виктору, он делает это совершенно обдуманно и продуманно, он видит и старается ударить больнее и не оставляет места порыву чувств.
Вообще очень интересно как, при совершенно одинаковом тексте, актерам удалось создать такие разные образы. Другие жесты, другая мимика, иные восклицания и все - получился другой спектакль с иным посылом. И концовка в обоих получилась потрясающая, достойная всего спектакля.
Может, потому, что первое впечатление самое сильное, но мне больше понравилась версия с Созданием-Миллером и Виктором-Камбербэтчем. Как-то она была более органична, что ли; плюс мне немного мешало то, что Камбербэтчу-Созданию надели на голову нашлепку и уже на ней изобразили шрамы - с бакенбардами это смотрелось немного странно. Ну и Миллер в роли Виктора сильно проигрывает Камбербэчту, а Создание у него получилось изобразить очень ярко. И он сказал в маленьком сюжете перед началом спектакля, что наблюдал за своим двухлетним ребенком и пытался что-то похожее передать - бешеную работу мозга при пока еще недостаточно слушающемся теле. И мне наверное просто больше импонирует версия с простодушным Созданием, а не с мрачным и умным мстителем. Но повторюсь - если есть возможность, надо смотреть обе версии, потому что именно так было задумано режиссером.
Теперь о плохом. Мне не очень понравился остальной каст спектакля. Совершенно ужасный отец Виктора с жутко раздражающим голосом. Деревянный и неестественный Уильям (правда, на втором спектакле был другой мальчик, он поживее играл). Актриса, играющая Элизабет, очень красивая, но тоже почти везде выглядела неестественно, особенно в сцене разговора с Созданием. Вот не верила я ей. Зато дедушка, год обучающий Создание грамоте в хижине в лесу получился отличный, лучший образ после главных двух. И шотландские рыбаки были очень колоритны, особенно молодой с шикарнейшим акцентом.
В целом я ужасно рада, что смогла выбраться на оба спектакля. Интересно, как все это смотрелось в зале. Хотя конечно в съемке есть свои преимущества - можно лучше разглядеть мимику актеров. Резюмируя - крышесносящая постановка с интереснейшей трактовкой образов и двумя замечательно сыгранными (особенно в первой версии) главными героями. Просто отлично, и развлекает и заставляет задуматься.